Попробовав печатать на фактурных бумагах Ломонд разные серии, я решила, что больше всего они подходят для моего выставочного проекта «Усадьбы здесь». Этот проект, снятый на пленку (средний формат) и состоящий из 40 работ, был создан по инициативе компании «Тройка Диалог» — в преддверии закона о приватизации памятников архитектуры. Выставлялся в зале Руина МУАР, Куратор — Давид Саркисян. Выставочный формат отпечатков — 1 м/70 см.
Мы с моим помощником Максимом Серегиным ездили по всему Подмосковью, снимая разрушенные храмы и усадьбы. Продумывая общую стилистику этого проекта, я решила снимать его на черно-белую пленку, усиливая контраст при помощи фильтров и проявки. В целом серия визуально основана на подчеркнутой фактуре разрушающихся зданий и архитектурных фрагментов. Поэтому фактурность самой бумаги при печати этого проекта не смотрится чем-то чужеродным.
Для теста я подобрала матовые бумаги серии Fine Art двух типов: Labyrinth, Frontier, Lizard skin, Textile серии «Design» и Point macro, Papyrus, Linen серии «Design Premium».
В целом о тестируемых матовых бумагах серий Fine Art «Design» и «Design Premium»
Цветопередача достаточно хорошая, черный цвет насыщенный. Однако если сравнивать насыщенность цвета этих матовых бумаг с матовыми бумагами моей любимой серии Ломонд, Fine Art Gallery, они не настолько сочные, но видно это только в сравнении. В целом отпечатки смотрятся достойно. Царапины им не страшны, чтобы их повредить, нужно постараться. Также, благодаря матовому фактурному покрытию, отпечатки пальцев на бумаге не остаются. За счет этих качеств я бы рекомендовала использовать эти бумаги для печати фотографий, которые «держишь в руках» — небольших открыток, портфолийных серий. С ними не надо так аккуратно обращаться, как с глянцевыми бумагами, их можно спокойно давать подержать, не опасаясь за отпечатки пальцев и заломы (в случае бумаг плотностью от 230 г/м²). Если вы любите фактурные покрытия и вам хочется «нестандартно» напечатать фотографии, графику, плакаты, любые изображения, то серию Fine Art Design можно использовать смело.
Серия «Design Premium»
Плотность тестируемых бумаг — 230 г/м². На мой взгляд, это минимальная плотность, которая не требует накатки или обрамления. Бумага белоснежная. При печати немного волнится, сохнет не быстро, порядка 15 минут. Но после высыхания листы идеально ровные. Фактура бумаги видна даже при рассеянном свете и хорошо чувствуется «на ощупь». При выборе из большой линейки фактурных бумаг Ломонд рекомендую перед покупкой посмотреть образцы бумаг — ориентироваться только на картинку на упаковке сложно, поскольку изображение фактуры на ней дано в большом увеличении и очень трудно представить себе, как бумага будет смотреться «вживую». Прежде всего — масштаб самой фактуры относительно размера листа. Фактура серии «Design Premium» выражена более ярко, чем фактура серии «Design». Также нужно обязательно учитывать, что за счет масштаба при печати формата А4 фактура будет считываться лучше, чем при печати формата А3.
Point macro 230 г/м², Lomond Professional Series Fine Art Design Premium
Самая ярко выраженная фактура из всех тестируемых бумаг. Похожа на фактуры грубой ткани, сукна. Видна невооруженным взглядом. Нерегулярная, что хорошо в случае печати фотографий. Однако нужно учитывать, что благодаря выпуклой фактуре бумаги на равномерных черных поверхностях при разглядывании с очень близкого расстояния создается ощущение неравномерности покрытия чернил: верхний слой бумаги — сочный черный, а выемки фактуры — немного светлее. Плотность бумаги 230 г/м² позволяет использовать ее без накатки на основу. Из трех тестируемых видов бумаг этой серии для печати фотографий с фактурой, заметной с первого взгляда, я бы рекомендовала именно Point macro.
Papyrus 230 г/м², Lomond Professional Series Fine Art Design Premium
Фактура этой бумаги менее выпуклая, чем в случае Point macro. Особенно заметна на гладких фрагментах изображения. Тонкие неравномерные продольные и поперечные «волокна» действительно очень похожи на папирус, их рисунок не грубый, изящный. Мне кажется, эта бумага хорошо подойдет для печати тонкой «японской» графики, шрифтовых композиций. Картинка, показывающая ткань на упаковке, не дает полного о ней представления. Похожая на тонкую ткань, фактура бумаги «вживую» тоньше и интереснее, чем может показаться, глядя на картинку упаковки.
Linen 230 г/м², Lomond Professional Series Fine Art Design Premium
Фактура льняного полотна менее выпуклая, чем в случае Point macro, похожа по интенсивности на Papyrus, но более равномерная. Это покрытие лучше всего использовать для репродукций картин, написанных маслом на холсте. К слову, при выборе типа бумаги для печати репродукций картин обязательно обратите внимание на линейку натуральных тканых хлопковых холстов с односторонним матовым синтетическим покрытием для струйной печати, полностью сохраняющее фактуру ткани, плотностью 320 г/м² — Lomond Natural Canvas из серии Fine Art. Это удивительная серия; отличить репродукцию, напечатанную на этом холсте, от оригинала, написанного маслом, действительно очень сложно.
Серия «Design»
Плотность бумаг этой серии небольшая — 200 г/м². Их я бы рекомендовала использовать только с накаткой на основу или с обрамлением, в отличие от «Design Premium».
Из-за небольшой плотности при печати бумаги деформируются, сохнут не быстро, порядка 15 минут. Но после высыхания листы идеально ровные. Фактура бумаги значительно менее заметна, чем в серии «Design Premium», видна только при жестком боковом свете, но хорошо чувствуется «на ощупь», и тактильно бумага очень приятная. Как и в случае других фактурных бумаг, важно учитывать масштаб фактуры относительно размера листа. В серии «Design» фактура деликатная, не бросающаяся в глаза, ее видно только с близкого расстояния, поэтому рекомендую печатать на ней небольшие форматы — А4 и меньше. С бумагой нужно обращаться аккуратно, очень легко образуются заломы, зато отпечатки пальцев ей не страшны. По цветопередаче — «сочности» цвета — мне больше понравилась серия «Design Premium», также эти две линейки имеют различный оттенок белого. По сравнению с «Design Premium», «Design» выглядит темнее, бумага не уходит ни в теплый, ни в холодный оттенок, смотрится, скорее, серее.
О фактурах
Больше всего мне понравилась бумага Labyrinth, она хороша именно для печати фотографий, поскольку ее фактура нерегулярная — это хаотично расположенные плавно изогнутые линии, если смотреть под лупой. Они добавляют легкую фактуру снимку, смотрятся естественно. Именно этот тип бумаги я выбрала для печати моего проекта «Усадьбы».
Бумаги Frontier (Гребенка), Lizard skin (Ящерица), Textile (Ткань) имеют регулярную структуру фактурного покрытия. Frontier — продольно расположенные линии, Lizard skin имитирует кожу ящерицы, но понять это можно, только очень внимательно разглядывая фактуру с близкого расстояния. Мне эта деликатность и ненавязчивость рисунка фактуры как раз нравится — думаю, ее также можно использовать для печати художественных фотографий. Textile — продольные и поперечные линии, имитирующие фактуру ткани. Фактура достаточно крупная, но не выпуклая. Если сравнивать ее с Papyrus серии «Design Premium», она, на мой взгляд, проигрывает за счет большей регулярности линий и смотрится менее естественно.
Заключение
Бумаги с фактурным покрытием — вещь очень специфическая. Совсем не каждая фотография будет на них хорошо смотреться. На мой взгляд, нужно очень внимательно подходить к соответствию фактуры бумаги стилистике кадра, который вы на ней печатаете. Сюжет снимка и тип бумаги должны поддерживать друг друга, чтобы фактура бумаги усиливала визуальное восприятие фотографии, а не смотрелась просто «украшательством». В этом отношении замечательно, что у Ломонд такая широкая линейка фактурных бумаг — есть из чего выбрать. Конечно, в идеале, правильно будет сделать пробный отпечаток на разных фактурах, чтобы подобрать наиболее подходящую. От крупности самой фактуры, степени ее равномерности и характера рисунка восприятие отпечатка может быть совершенно разным. В серии Fine Art «Design» и «Design Premium» для этого есть наборы, содержащие образцы всех видов бумаг серии. Это очень удобно.
Издание: ixbt.com
август 2018
АЛЕКСАНДРА МАНОВЦЕВА